ГБУЗ «Сакмарская РБ»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Сакмарская районная больница"

Режим работы:
Пн-Пт с 8-00 до 18-00

Телефоны:
регистратура (35331) 21885
приемная (35331) 21268

461420 Оренбургская обл. ,
с. Сакмара, ул. Пугачева 16

sacmara_crb@mail.ru

Гость газеты Марат Мамбетов: «Закон суров, но это закон…»

14 апреля журналисты «Сакмарских вестей» встретились с главным врачом районной больницы, депутатом районного Совета депутатов Маратом МАМБЕТОВЫМ.

С момента объявления телефонной линии в адрес главного врача районной больницы поступило много вопросов читателей как личного, так и  общественно-значимого характера. Но прежде чем ответить на них, Марат Галиевич посчитал своим долгом объяснить некоторые аспекты проходящей в нашей стране реформы здравоохранения. Он предлагает недоверчивым гражданам посмотреть на происходящие изменения под другим углом и сделать правильные выводы.

«Людям должна была понятна наша работа. Чем больше о ней знают, тем меньше возникает недоуменных вопросов», — констатировал Марат Мамбетов перед началом общения с журналистами.

— Реформа российского здравоохранения идет уже не первый год, и в ходе реализации она сама реформируется. Меняются исходные постулаты, смещаются точки приложения, акценты, порой, мы сами не успеваем адекватно среагировать на текущие изменения.

Но, как бы люди не удивлялись, все идет в строгом соответствии с основой реформы, заложенной десятилетие назад. Когда были приняты программы развития здравоохранения до 2020 года и с перспективой до  2025-го.

Начало реформ руководством районной больницы воспринималось, если честно, неоднозначно, возникало много вопросов. Мы отвечали на запросы областного министерства здравоохранения, касающиеся, к примеру, расчета количества коек или изменения структуры учреждения через несколько лет, на перспективу. Тогда для нас это было непривычным и выбивало за рамки устоявшихся принципов организации работы. Конечно, в меру сил реагировали, планировали, а потом намеченные планы начали претворяться в жизнь.

Этим вступлением хочу отметить, что реформа здравоохранения не была неожиданностью. Это плановый, давно задуманный и запущенный централизованный процесс. И сегодня идет реализация далеко идущих стратегических планов. Какие-то перекосы в ходе реализации, наверное, происходят. Без этого не бывает, но в целом задумка очень хорошая. Уверен, если в полной мере — при соответствующем финансировании и организационной государственной поддержке это удастся реализовать, то система здравоохранения в нашей стране станет вровень с европейской.

Надо сказать, я имел возможность познакомиться с немецкой и английской медициной. Уверяю, там есть чему поучиться и что перенять.

В Европе, прежде всего, обращает на себя внимание оснащенность медицины, а также знание пациентами своих прав и того, чего хотят от здравоохранения. Этому европейские граждане воспитаны и обучены сызмальства. Есть четкое понимание, что болеть — это дорого и невыгодно абсолютно никому, и прежде всего — самому человеку, а также и государству. В российском здравоохранении система социальных гарантий пока выстроена таким образом, что болеть зачастую выгодно, вместе с тем многие люди не научились по  каким-то причинам пользоваться своими правами.

Здоровье — прерогатива человека

Оптимизация проводится в рамках реформирования здравоохранения и принятых федеральных законов № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и № 326 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Эти основополагающие законы много нового и неожиданного привнесли в систему здравоохранения нашей страны. Прежде всего — декларацию о том, что за свое здоровье ответственность несет сам человек. Раньше за это всегда отвечала служба здравоохранения государства, человек — субъект права и власти, потому что источник власти у нас народ. Любой человек — это частичка народа, гражданин со всей полнотой прав и обязанностей. У него есть и право на сохранение здоровья, и обязанность о нем заботиться. Сейчас это хорошо сбалансировано и прописано в законе. Но очень многие этого не понимают, да и органы исполнительной власти иногда пытаются требовать от нас «по-старинке».

В новом законе изменилась еще одна важная составляющая. Если раньше мы осуществляли медицинское обслуживание населения, то сейчас мы оказываем медицинские услуги — две принципиально важные вещи и два принципиально разных подхода. То есть, мы должны быть способны удовлетворить чаянья и желания людей по сохранению здоровья, включая профилактику, диагностику, лечение, реабилитацию и поддержание здоровья в течение всей жизни человека. Но, если он сам этого хочет, и наша задача при его обращении — достойно эту функцию выполнить.

Отсюда вытекает следующее: здравоохранение у нас для граждан бесплатное. Ради этого принимаются и претворяются в жизнь федеральная и региональные программы государственных гарантий, где четко прописано, кто и на какие виды медицинских услуг имеет право. За это, естественно, кто-то платит. За охрану нашего здоровья, оказание медицинских услуг в данном конкретном случае платит либо государство (за детей, пенсионеров, инвалидов и неработающих граждан), либо работодатель. В фонде оплаты труда есть первая статья, где занимают место зарплата и НДФЛ, и вторая — социальные выплаты, в которых заложен определенный процент на финансирование медицинского страхования. Из этих денег формируется программа обязательного медицинского страхования, или ОМС.

У каждого есть выбор

У каждого гражданина РФ есть возможность получить медицинскую помощь по полису добровольного медицинского страхования (ДМС). В городе эта система активно работает, а в нашем районе пока нет, видимо, из-за отсутствия на рынке активных представителей страховых кампаний. Если появятся — будем работать. Это не запрещено и даже приветствуется.

В новом законе также отражено право гражданина на получение платных услуг. Это не значит, что мы его должны вынуждать прийти и за  что-то платить. Человек сам решает, воспользоваться этим правом или нет.

К примеру, в госгарантии прописано, что каждый гражданин имеет право получать бесплатную медицинскую помощь в любом отделении, в четырехместных палатах. Если на базе больницы имеются палата повышенной комфортности, человек может поселиться туда, но для этого необходимо внести дополнительную плату. Но, ни в коем случае — не за диагностику, лечение и так далее.

К сожалению, в нашей районной больнице таких палат нет, считаю это упущением и пытаюсь этот вопрос решить, несмотря на дефицит площадей. Дело в том, что нельзя ухудшать условия оказания бесплатной медицинской помощи за счет ввода комфортных платных помещений. Как только появится возможность, мы обязательно организуем комфортные палаты, уверен, что они будут востребованы. Платными являются профосмотры (кроме детей и диспансеризации), медосвидетельствование на специальное право (вождение транспортного средства, владение оружием), и ряд других. За плату можно получить дополнительное обследование и лечение по желанию пациента, если оно не входит в программу госгарантий и так далее.

Итак, мы возвращаемся к основополагающим понятиям: человек отвечает за свое здоровье сам, это его и обязанность, и право получить определенные услуги. Как госучреждение мы должны обеспечить все необходимые для этого условия. Сегодня вопрос ставиться таким образом, что если учреждение не способно предоставить бесплатные и платные услуги пациентам, то оно обделяет его в возможности выбора. В той или иной форме и мере, как вы поняли, мы обязаны оказывать платные услуги.

Государственные и частные медицинские учреждения нынче практически равноправны. Это означает, что и районная больница сейчас не имеет гарантированного финансирования, мы имеем только гарантированный план-заказ на оказание медицинской услуги в зависимости от численности прикрепленного населения. И только при условии качественного выполнения этой работы, после множества проверок и контролей, мы получаем от страховых компаний плату за каждого из наших пациентов. Иначе говоря, зарабатываем «в поте лица своего».

Будущее медицины с позиции причастности

— Наверное, мне не стоило работать в медицине, если бы не видел ее будущее светлым и радостным.

Подчеркиваю, что основная идея реформирования очень хороша. И надо стремиться к ее реализации и не прикрываться всяческого рода отговорками.

Уровень финансирования зарубежной медицины — конечно, несопоставим с нашим. Судите сами, закупка оборудования, медикаментов в нашей стране ведется как на западе — те же наименования, — и фактически за те же деньги и даже дороже. Но у них медицинская помощь на этом фоне финансируется на несколько порядков щедрее и правильнее.

В некотором смысле, наша медицина напоминает тришкин кафтан — латаем, а он рвется. С другой стороны, за последнее десятилетие большую пользу здравоохранению принесли национальный проект «Здоровье», программа модернизации здравоохранения. Пример нашей больницы: при участии правительства области, руководства района и собственными стараниями были построены и введены в эксплуатацию два великолепных корпуса. Многие, кто лежал в областных учреждениях, отмечают, что у нас во много раз лучше и в плане отношения к пациентам, и в создании бытовых условиий…

Компьютеризация — во благо

Следующий аспект реформирования — всеобщая компьютеризация. Сегодня вся страна активно переходит на электронную систему работы и оказания услуг.

Медицина не остается в стороне, и, возможно, даже идет впереди многих служб. У нас создан и работает региональный сегмент Единой государственной системы здравоохранения. Внедряется она сложно, тяжело. По сути, у каждого врача должен быть компьютер, в котором присутствует вся информация от момента поступления человека в медицинское учреждение. Но она защищена, не все имеют к ней доступ, свой логин и пароль. Например, как руководителю мне доступны все службы и отделения, у заведующих отделением или лабораторией — свои параметры доступа. В целом информация сводится к конкретному пациенту, и в перспективе это будет работать исключительно на него.

Теоретически, со временем бумаг быть не должно, а пока нам приходится дублироваться — работать и с бумагами, и с электронными документами.

В будущем это будет выглядеть таким образом: в единой базе данных появляется информация о том, что человек обратился за помощью, на прием и направлен на госпитализацию. Пришел в назначенное время в приемный покой, там открыли программу, внесли дополнительные данные — результаты анализов и обследований. Но здесь возникают другие трудности, по крайней мере, — у нас. Чтобы рентгеновский снимок внести в базу данных, необходимо иметь дополнительное оборудование для перевода в электронный формат, стоимость — полтора миллиона рублей. Но это того стоит. В чем удобство? К примеру, житель района, находясь, к примеру, во Владивостоке, заболел, или ему необходимо получить профилактическую прививку. Наличие при нем полиса, его номера поможет выйти на личную базу данных и работать с ней. Считается, что через три-пять лет это будет реализовано. Уже сегодня минздрав области и даже Росии имеет возможность проверить каждую электронную медкарту или историю болезни! И это здорово.

Скачать статью полностью >>

 

Печать E-mail

 

tzar vopros
tzar priem
Внимание!  Возможны противопоказания.
Необходима консультация специалиста!